Как избавиться от привычки мгновенно осуждать в мыслях?
Конечно же, через внимание или правильное самовоззрение. Дело в том, что если душа долгое время была в забвении самой себя, и лукавый привык там хозяйничать, то где-то рядом со словесной силой, откуда рождаются мысли, сидит, как сказано в акафисте Богородице, «тлитель смысла», бесёнок. К Богородице мы обращаемся: «Радуйся, тлителя смыслов упраздняющая». Через небрежение о душе мы наживаем привычку. Только человек к вам подошёл, ещё не приблизился, а уже что-то дурное шевелится в сердце. Какой-то совершенно незаслуженный и несоответствующий истинному положению вещей, гаденький помысел прямо вворачивается в ваш ментальный поток.
Зато среди светских людей есть очень совестливые, которые вообще далеки от трезвения и предстояния Богу, молитвенного обращения к Создателю, но они не знают, как обстоит дело с их внутренним миром. Раньше дворянская культура достигала того, что детей приучали стыдиться худых помыслов, нечистых видов, корыстных намерений – это грешно, это некрасиво. Раньше были люди благородные и встречаются ещё единицы – люди с удивительным внутренним миром, нравственно остойчивые.
Преподобный Антоний Великий, просвещённейший подвижник, был прозрачен, как стекло, в очах Божьих. И как-то один инок вопросил: «А что значит в Моисеовой книге Левит исчисление полков израильских?» Он говорит: «Брат, тебе не полезно символическое истолкование тонких мест Священного Писания. Но ради любви Христовой подожди немного, я пойду, спрошу». Вышел за околицу, помолился Моисею, ему явился пророк Моисей и объяснил, что это значит применительно к духовной жизни. Вернулся, пересказал иноку, но запретил впредь задавать подобные вопросы.
#ПротоиерейАртемийВладимиров
http://www.hram-ks.ru/Propov_text/prop52f4ddfb5a497.php